1. Общие положения
Дополнительное образование – необходимое звено в воспитании
многогранной личности, её образовании и профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную
составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном
самоопределении, способствует реализации знаний, которые дети получают в
школе. В условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять
индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в
социуме и имеют возможность полноценной организации свободного времени.
В настоящий момент появились новые запросы и потребности со стороны
обучающихся и их родителей, а также, соответственно, изменился социальный
заказ на новые результаты образования. Новые концептуальные идеи российского
образования нацеливают на решение проблемы перехода к компетентностному
подходу в системе образования, в том числе и дополнительного.
Компетентностный подход – актуальная и новая проблема в образовании. Он
наиболее полно отражает суть модернизации в сфере образования.
Основным результатом образования должна стать не только система
знаний, умений и навыков, а развитие способности и готовности человека к
эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых
ситуациях: овладение выпускником универсальными учебными действиями,
лежащими в основании ключевых компетентностей: образовательной,
коммуникативной, информационной, социальной. Компетентностный подход
проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся
социально-экономическую реальность.
В современных условиях учреждение дополнительного образования –
учреждение, имеющее существенный потенциал для становления и развития
ключевых компетенций обучающихся, поскольку в основе его деятельности –
признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и
самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя. Этот
потенциал – в содержании дополнительного образования, которое объективно
больше, чем общее образование ориентировано на реальные интересы, запросы,
потребности детей разного возраста.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества с. Елово» – учреждение дополнительного
образования первой категории.
Юридический адрес: Пермский край, село Елово, ул. Белинского,10.
Телефон: (834 296) 3-02-60, 3-28-70
Учредитель: Отдел образования администрации Еловского муниципального
район.
Лицензия: серия 59Л01 № 0001798, регистрационный № 3968 от 12.05.2015
г., выдана Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере
образования Пермского края, бессрочно.
Приложение №1 к лицензии на право ведения образовательной
деятельности от 12 мая 2015 года, регистрационный № 3968, серия 59Л01 №
0001798.
Перечень
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
по
направленностям:
туристско-краеведческая,
социально-педагогическая,
художественная, физкультурно-спортивная.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества с. Елово», далее по тексту (МБУ ДО «ЦДТ с. Елово»)
был организован Министерством народного образования РСФСР на территории
Еловского района в 1958 году.
24 ноября 1995 года учреждение зарегистрировано администрацией
Еловского района как учреждение дополнительного образования детей «Центр
детей и подростков» (постановление № 214 от 24.01.1995 г., регистрационный
номер – 214).
21 января 2000 г. Центр зарегистрирован администрацией Еловского района
как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
детей «Центр детского творчества с. Елово» (постановление № 22 от 21.01.2000
г.)
27 февраля 2015 г. на основании Федерального закона РФ от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение переименовано в
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
детского творчества с. Елово».
МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» располагается в центре села в части двухэтажного
кирпичного здания. Преимуществом его расположения является то, что рядом
находится МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа», а также
неподалеку расположены детские сады, районный культурно - досуговый центр,
школа искусств.
2. Образовательная деятельность
Образовательная программа – это нормативный документ тактического
планирования деятельности учреждения, определяющая максимально полное и
конкретное содержание деятельности учреждения на короткий (учебный год)
промежуток времени.
Программа опирается на следующие нормативно – правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ
Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
Образовательная программа на 2025-2026 учебный год определяет
содержание деятельности МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» на данном этапе развития
согласно муниципальному заказу. Характеризует механизм реализации
программы, раскрывает содержание направлений развития учреждения, систему
работы с кадрами и развитие материально - технической базы, а также отражает
желаемые результаты работы и формы оценки эффективности реализации
программы.
Содержание программы базируется на достижениях Российских культурных
традициях, отвечает задачам становления гражданского общества и правового
государства, культурно-национальным особенностям Пермского края и Еловского
района. Учитывает разный уровень развития детей.
Внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения на
2025-2026 учебный год:
- Устав МБУ ДО «ЦДТ с. Елово»;
- Образовательная программа МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» на 2025-2026
учебный год;
- План работы МБУ ДО «ЦДТ с. Елово»;
- Учебный план;
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
- Рабочая программа воспитания.
Цель и задачи образовательной программы МБУ ДО «ЦДТ с. Елово».
Стратегической целью деятельности учреждения является развитие
мотивации личности к познанию и творчеству, реализация общеобразовательных
общеразвивающих программ в интересах личности, общества и государства.
Деятельность учреждения направлена на выполнение муниципального
задания.
Цель развития учреждения (тактическая) на 2025-2026 учебный год создание максимально благоприятных условий для полноценного удовлетворения
каждым обучающимся своих личных образовательных интересов посредством
обеспечения качества и доступности реализуемых программ. Способность
выдержать конкуренцию в условиях современных требований к системе
дополнительного образования.
Приоритетные задачи МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» на 2025-2026 год.
1. Приоритетная задача в области содержания образования:
совершенствовать
программно-методическое
обеспечение
образовательного процесса (обновление содержания и открытие новых программ,
расширение профиля программ).
2. Приоритетные задачи в области качества образования:
- продолжить работу над эффективностью системы оценки качества и
отслеживания результативности образовательной деятельности в учреждении и
реализации программ;
- обеспечить условия участия обучающихся в конкурсно-соревновательной
деятельности;
- создать условия для реализации краткосрочный программ по
сертификатам
персонифицированого
финансирования
дополнительного
образования;
- создать в учреждении условия для качественной деятельности педагогов и
обучающихся в системе ЕИС «ЭПОС», ведение электронных дневников и
журналов.
3. Приоритетные задачи в области кадрового обеспечения:
- содействовать росту профессиональной компетентности педагогов;
- обеспечить безопасные условия труда;
- принять меры по привлечению молодых педагогов для реализации
программ дополнительного образования;
4. Приоритетная задача в области совершенствования материальной базы:
- участие в социальных проектах, участие в мероприятиях, проводимых в
рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование» «Успех
каждого ребенка».
5. Приоритетная задача в области досуговой деятельности:
- продолжить работу по повышению качества и значимости досуговых и
массовых мероприятий учреждения.
6. Приоритетная задача в области финансово-хозяйственной деятельности:
- расширение спектра платных дополнительных образовательных услуг.
Контингент обучающихся.
В МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» принимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет (до
21 – обучающиеся с ОВЗ). Обучение детей осуществляется в одновозрастных и
разновозрастных объединениях по интересам: кружок, студия, ансамбль, клуб и
т.д.
Общее количество обучающихся в МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» составляет 730
человек (неперсонифицированный учет).
Образовательная программа предусматривает занятость детей и подростков
различных социальных групп.
Сроки реализации образовательной программы.
Срок реализации образовательной программы составляет один год. Срок
обусловлен ежегодным варьированием в учреждении количества реализуемых
образовательных программ, количества часов, состава и численности
обучающихся.
Режим работы.
МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» работает в условиях 7-дневной рабочей недели.
Режим работы работников регламентируется Правилами внутреннего трудового
распорядка.
3. Организация образовательного процесса
Образовательный процесс в МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» осуществляется в
соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам, число занятий устанавливается в соответствии с требованиями
«Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.3648-20 от
28.09.2020 и Уставом МБУ ДО «ЦДТ с. Елово».
Учебный процесс в МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» начинается 15 сентября.
Продолжительность
обучения
определяется
общеобразовательной
общеразвивающей программой педагога.
МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» организует работу в течение всего календарного
года. В каникулярное время МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» может открывать в
установленном порядке лагеря, создавать различные объединения с постоянным
или переменным составом и составами детей в лагерях (загородных или с
дневным пребыванием), на своей базе и базе образовательных учреждений
района.
МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» организует и проводит массовые мероприятия,
создает необходимые условия для образовательно-воспитательного процесса как
единой развивающей среды и совместной деятельности обучающихся, педагогов
и родителей.
Помимо основной образовательной деятельности МБУ ДО «ЦДТ с. Елово»
организует работу со способными детьми (проведение предметных олимпиад,
интеллектуальных конкурсов, проведение окружной спартакиады школьников) в
рамках районной целевой программы «Развитие системы образования Еловского
муниципального района». Организует работу с детьми группы риска.
Образовательную деятельность организуют и осуществляют 9 педагогов
(постоянных - 7, по совместительству – 2). Из постоянных педагогов – 3 человека
имеет высшую квалификационную категорию, 2 чел. - первую, 3 - соответствуют
занимаемой должности. 1- не подлежит аттестации. Педагогические работники
распределены по должностям следующим образом:
Директор – 1 человек;
Заместитель директора – 1 человек;
Методист – 3 человека;
Педагог-организатор – 1 человек;
Обучающиеся в объединения принимаются на основании заявления
родителей (законных представителей), имеют право заниматься в нескольких
объединениях.
При приеме в спортивные, туристические и хореографические объединения
предоставляется справка о состоянии здоровья.
Численный состав объединений определен согласно Уставу 1 год обучения
– 12 человек и более; 2-3 год обучения – 8 человек и более.
Наполняемость групп детских объединений, организованных на базе
образовательных учреждений округа: 1-го года обучения – 10 человек и более, 2-3
года обучения – 8 человек и более;
Наполняемость групп объединений технической направленности – 6
человек и более, научных обществ учащихся (НОУ) – 3 человека и более.
Продолжительность занятий в объединениях определена в соответствии с
возрастом обучающихся (1 академический час):
- дошкольники – до 30 минут; учащиеся 1-4 классов – до 40-45 минут;
учащиеся 5-11 классов – 45 минут.
Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
Направленности дополнительных общеобразовательных программ.
Специфической чертой МБУ ДО «ЦДТ с. Елово», как вида учреждения
дополнительного образования, является реализация пяти направленностей
дополнительных общеобразовательных программ:
- художественная;
- туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая;
- физкультурно-спортивная;
- техническая.
Художественная направленность.
Художественная направленность ориентирована на развитие базовой
художественной культуры школьников Еловского района. В нее входят детские
объединения художественной направленности (хореография народная и
эстрадная; вокал, ИЗО, декоративно-прикладное творчество). Деятельность этих
объединений направлена на развитие индивидуальности, личной культуры,
коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности. В состав
художественной направленности входит 6 общеобразовательных програм. Эта
направленность одна из самых востребованных детьми Еловского округа. Данная
направленность
представлена
детскими
объединениями:
«Творческая
мастерская», «Мы танцем славим край родной», «Игра цвета», «Время рисовать»,
«Детский дизайн», «Веселая залипуха», «Модница. Я и моя кукла»
Туристско-краеведческая направленность.
Деятельность направлена на сохранение, изучение и ретрансляцию
культурного наследия Еловского района, краеведческой, поисковой,
экскурсионной работы. Здесь же функционируют детские краеведческие
объединения школьного музея, туристические кружки. Эта направленность
включает в себя 3 программы.
Особенностью работы данной направленности является мотивация
личности к познанию и творчеству через региональный компонент. Данная
направленность представлена детским объединением «Прикамские тропы».
Социально – педагогическая направленность.
Содержание образования данной направленности ориентировано на
корректировку
и
развитие
психических
свойств
личности,
речи,
коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие
ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получение
воспитанниками основ будущего профессионального образования, всего
включает в себя 3 программы. Данная направленность представлена детскими
объединениями: «Здравствуй!», «Театральный кружок «Непоседы»», «Моя
Россия»
Физкультурно-спортивная направленность.
Функционирование 9 спортивных объединений на базе МБУ ДО «ЦДТ с.
Елово» и базах школ для физического развития подрастающего поколения,
укрепления их здоровья, пропаганды здорового образа жизни. Отмечается
стабильностью работы объединений и спрос детей и родителей на секции данного
профиля. Физкультурно-спортивная работа продолжается и в летние каникулы.
Данная направленность представлена детскими объединениями: «Борьба Дзюдо»,
«Единоборец», «Шахматы- от детского сада к школе», «Шашки», «ОФП»,
«Хоккей с шайбой», «Настольный теннис», «Спортивные и подвижные игры»,
«Игровое ГТО».
Техническая направленность.
Появление 2 программы технической направленности, ориентированных на
создание условий для разнообразной индивидуальной практической, проектной и
исследовательской деятельности в области технического творчества приведет к
развитию навыков практического применения теоретических знаний в
самостоятельной деятельности; развитие пространственного мышления,
формирование устойчивого интереса к техническому конструированию. Данная
направленность представлена детскими объединениями: «3Д моделирование»,
«Основы робототехники».
4. Образовательные технологии и формы работы
Для эффективной реализации образовательной программы педагоги МБУ
ДО «ЦДТ с. Елово» самостоятельно выбирают образовательные технологии.
Цели технологии:
1. выявить, учесть, развить творческие способности обучающихся и
приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на
конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет,
сочинение, произведение, исследование и т.п.).
2. воспитание общественно-активной творческой личности, что
способствует организации социального творчества, направленного на служение
людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности
детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом
деятельности
обучающихся
является
стремление
к
самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра,
состязательность, соревнование.
Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск,
изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог,
речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность –
субъектная позиция личности ребенка.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология
обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма
обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный
подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих
технологиях, поэтому ее принято называть проникающей технологией. Данная
технология активно используется во всех детских объединениях, т.к.
индивидуализация идет от самого ребенка – он выбирает интересное для него
направление творчества. Достоинство технологии – возможность адаптации
учебного материала под индивидуальные особенности каждого ребенка.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
В современном дополнительном образовании широко применяется
технология педагогики сотрудничества. Сотрудничество распространяется на все
виды отношений обучающихся, педагогов, родителей с социальным окружением.
Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать
+ принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором,
определяющим результаты образовательного процесса. Личностный подход к
ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр
дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира,
где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и
потенциалы. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние
силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.
Технология проектного обучения легла в основу работы детских
объединений краеведческой направленности, научных обществ учащихся,
внедряется в деятельность декоративно-прикладной направленности.
Работа в детских объединениях спортивной направленности строиться на
основе личностно-ориентированной технологии и направлена на развитие свойств
личности не по заказу, а в соответствии с ее способностями и возможностями.
Для
наиболее
эффективного
освоения
содержания
основной
общеобразовательной программы педагоги МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» используют
следующие формы проведения детских занятий: учебные занятия, беседы, лекции,
семинары, дискуссии, акции, проекты, походы, экскурсии, соревнования, игры,
праздники, конкурсы, мастер-классы, выставки и т.д.
Для наиболее эффективного воспитания и социализации обучающихся
педагоги дополнительного образования и педагог-организатор (согласно плана
работы на учебный год) определяют следующие формы проведения
воспитательных и досуговых мероприятий:
- концерты (отчетный концерт детских объединений);
- творческие встречи (конкурсные программы);
- праздники;
- викторины;
- игровые программы и т.д.
Определение форм зависит от возрастных особенностей, содержания и
направленности образовательных программ.
Образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, кадрового потенциала, материальных ресурсов.
Базисной
организационной
формой,
структурной
единицей
образовательного процесса является учебная группа. Учебная группа – группа
обучающихся с общими интересами, занимающимися по единой учебной
программе в течение определенного времени. Учебные группы, как структурные
единицы могут составлять коллектив кружка, студии, ансамбля, школы, клуба и
т.д. Численный состав учебных групп утверждается ежегодно приказом по
комплектованию.
Занятия могут проводиться, как для одной группы определенного года
обучения, так и совместно с другими, или для всего объединения (сводная
репетиция, клубный день, общий сбор и.т.д.), а также по подгруппам и
индивидуально.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.
Использование
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания,
образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью учащихся, запрещается.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
по
представлению
педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных
представителей) и возрастных особенностей обучающихся. При реализации
дополнительных общеобразовательных программ МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» может
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые
условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей
(законных представителей).
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения
могут
участвовать
совместно
с
несовершеннолетними
обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной
состав. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные)
занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную
деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического
развития указанных категорий
обучающихся. Сроки обучения по
дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут
быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации – для обучающихся детей
инвалидов и инвалидов в возрасте до 21 года.
Для выявления уровня освоения общеобразовательной общеразвивающей
программы детьми, педагогами разработаны пакеты диагностических методик,
критериев и показателей освоения программ.
Уровень достигнутых успехов обучающихся МБУ ДО «ЦДТ с. Елово»
оценивается через систему промежуточной аттестации, участие в различных
конкурсных мероприятиях. Формы промежуточной аттестации зависят от
особенностей содержания образовательной программы и могут быть проведены в
виде тестов, зачетных работ, зачетов по темам, выставок, концертов,
соревнований и т.д. Обучающиеся, прошедшие промежуточную аттестацию по
итогам года переводятся на следующий год обучения, если программа рассчитана
не на один год. Педагог вправе вручить сертификаты за любой год обучения по
программе, и за освоение программы, срок реализации которой менее 3-х лет.
Выпускникам, прошедшим полный курс обучения по программе, срок
реализации которой не менее 3-х лет и прошедшим итоговую аттестацию
выдаются свидетельства об освоении общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Аттестация обучающихся – это оценка уровня и качества освоения
обучающимися образовательной программы в конкретной предметной
деятельности. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация,
когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год
обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом
обучения и проверяется знание всей образовательной программы в целом.
Цель аттестации – выявление промежуточного и итогового уровня
теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия
прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи аттестации:
- определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной
образовательной области, выявление степени сформированности практических
умений и навыков детей в выбранном ими виде деятельности;
- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов;
- анализ полноты реализации образовательной программы данного
объединения;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации образовательной программы, необходимость внесения корректив в
содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.
В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка уровня
достижений обучающихся, заявленных в образовательной программе по итогам
очередного учебного года.
В соответствии с Положением об аттестации обучающихся учреждения
дополнительного образования промежуточная аттестация проводится в форме
педагогической диагностики знаний, умений, навыков обучающихся по уровням
(высокому, среднему и низкому).
В ходе итоговой аттестации осуществляется оценка качества усвоения
обучающимися содержания конкретной образовательной программы по
завершении всего образовательного курса этой программы в целом.
Согласно Положению об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об
окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования,
итоговая аттестация проводится в форме зачета, защиты творческого проекта или
другой формы определения усвоения образовательной программы на основании
установленных показателей, с учетом профиля объединения и с присвоением
соответствующей оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно (что
соответствует высокому, среднему и низкому уровню соответственно).
Показатели (параметры результативности образовательного процесса):
1. Опыт освоения обучающимися теоретической информации: соответствие
теоретических знаний программным требованиям, владение специальной
терминологией.
2. Опыт практической деятельности: соответствие практических умений и
навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием и
соблюдение правил техники безопасности.
Критерии оценки уровня подготовки:
высокий уровень (В) – Обучающийся освоил на 75-100% объём знаний,
предусмотренных образовательной программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием. Обучающийся овладел на 75-100% умениями и навыками,
предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает
с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет
практические задания с элементами творчества;
средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 50-75%; сочетает
специальную терминологию с бытовой. Объём усвоенных умений и навыков
составляет 50-75%. Работает с оборудованием с помощью педагога; в основном,
выполняет задания на основе образца;
низкий уровень (Н) – Обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает
употреблять специальные термины. Овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с
оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Педагог вправе использовать любые формы аттестации/контроля
обучающихся, какие он сочтет нужным, но с учётом возраста обучающихся,
уровня подготовки и индивидуальных особенностей обучающихся. Это могут
быть, в зависимости от предмета изучения: собеседование, игра-испытание,
коллективный анализ работ, самоанализ, анкетирование, олимпиада,
самостоятельная работа, опрос, презентация творческих работ, демонстрация
моделей, выставка, тестирование, викторина, беседа, зачёт, игра, контрольное
упражнение, анализ продуктов деятельности, защита реферата, проекта,
творческой работы, диагностическая игра, конкурс, анкетирование, выполнение
нормативов, отчетные выставки, вернисажи, открытые уроки, отчетные концерты,
концертное прослушивание, фестиваль, конференция, олимпиада, соревнование,
турнир, сдача нормативов, экзамен и другие формы, предусмотренные
образовательной программой.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
фиксируются в протоколе, который является одним из отчетных документов и
хранится у администрации учреждения.
Формы оценки эффективности реализации программы:
- отчеты;
- диагностические исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);
- журналы регистрации (количество участников мероприятий, семинаров и
т.д.);
- экспертиза программ (рецензирование);
- анализ всех аспектов учебно-воспитательной деятельности;
- публикации, репортажи в СМИ;
- участие и победы в конкурсах;
- покупка нового технического оборудования;
- улучшение материальной базы;
- сохранение штата сотрудников МБУ ДО «ЦДТ с. Елово».
Ожидаемые результаты основной общеобразовательной программы
учреждения:
- реализация плана в полном объеме;
- повышение качества проведения и организации мероприятий разного
уровня;
- увеличение количества детей и подростков, охваченных различными
видами деятельности учреждения;
- успешный набор в объединения и повышение сохранности контингента до
90%;
- издание методической продукции педагогического коллектива в
электронных и печатных изданиях;
- апробация новых образовательных программ и внесение в них корректив,
выход на более качественный уровень (военно-спортивный клуб; музейное дело,
журналистика, клуб самодеятельной песни);
- повышение мотивации педагогов и обучающихся к участию в
деятельности МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» и конкурсах различного уровня, в
проектной деятельности;
- развитие платных объединений в МБУ ДО «ЦДТ с. Елово», расширение
спектра платных услуг;
- увеличение числа обучающихся и педагогов, заинтересованных развитием
краеведения, туризма в районе, безопасности дорожного движения;
- апробация проекта методического сопровождения и обеспечения
педагогической деятельности, ее корректировка;
- повышение качества образовательных программ и качества работы
педагогов;
- положительные показатели мониторингов (см. план работы методической
службы, план мониторинговой деятельности);
- публикация и репортажи в СМИ о деятельности учреждения в целях его
рекламы;
- расширение связей, привлечение партнерских отношений.
5. Модель личности выпускника МБУ ДО «ЦДТ с. Елово»
Вся деятельность учреждения, так или иначе, направлена на развитие
обучающегося, его образование и воспитание, на привитие ему общечеловеческих
и культурных ценностей, развитие его потенциала, склонностей и способностей,
развитие таких качеств личности, которые помогут ему успешно
совершенствоваться в современном мире, ставить цели и добиваться желаемых
результатов. Работа с личностью обучающегося предполагает изучение, развитие,
формирование и коррекцию потребностей данной личности и мотивов её
поведения, черт характера. Образовательный процесс позволяет организовывать
такие виды деятельности, в которых наиболее эффективно развивается личность
ребенка, а также приобретаются знания, умения и навыки. Поэтому качества
личности выпускника МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» мы представляем следующим
образом:
• готовность обучающихся к самореализации своих интересов,
способностей;
• умение понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим,
проектировать свою жизнь;
• раскрепощение личности обучающегося в воспитательном процессе,
умение сделать свободный выбор;
• готовность к самостоятельному поиску, к продолжению образования, к
самоопределению в профессии
• умение выразить себя в выбранном виде деятельности;
• умение выразить себя в проектно-исследовательской деятельности;
• иметь интерес к самоутверждению, самооценке;
• умение реализовать приобретенные знания, умения и навыки в МБУ ДО
«ЦДТ с. Елово» в жизни школы, детской организации, семье.
6. Методическое обеспечение
Фонд имеющейся методической литературы составляет 505 экземпляров и
на 1 педагога приходится 15 единиц. Литература устаревает. Отсутствует
подписка на нормативно-методические издания. Пополнение фонда идет за счет
появления материалов на электронных носителях, разработки образовательных
программ, проектов, методических рекомендаций, материалов по обобщению
опыта, тезисов, сценариев. Всего за последний год педагогами и методистами
учреждения разработано около 37 видов различной продукции. В том числе
проекты, конспекты открытых занятий, компьютерные презентации к урокам
краеведения, мероприятиям, открытым и итоговым занятиям, сценарный
материал к юбилейным и досуговым мероприятиям и др.
В методкабинете работает электронная почта, официальный сайт
учреждения, группа в социальных сетях «Вконтакте», создается накопление
электронных изданий:
- образовательные учебные программы;
- отчеты детских объединений;
- творческие работы учащихся и педагогов;
- фотоматериалы, видеофильмы с мероприятий, занятий.
Педагоги начинают работать в методических объединениях: проблемная
творческая группа «Методы и приемы сопровождения в профессиональном
самоопределении обучающихся», «Индивидуальный образовательный маршрут
педагога дополнительного образования».
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для реализации учебного плана МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» имеет в
оперативном управлении современное 2-х этажное здание с автономным
отоплением. Имеется 6 учебных кабинетов для работы кружков, которые
оборудованы необходимым инвентарем, мебелью, техническими средствами.
Ежегодно пополняется спортивный инвентарь, туристическое снаряжение,
компьютерная техника, постепенно обновляется ученическая и офисная мебель.
На первом этаже здания работает сменная выставка для работ декоративноприкладного творчества.
8. Финансовое обеспечение
При реализации образовательных услуг МБУ ДО «ЦДТ с. Елово» могут
быть использованы как бюджетные, так и внебюджетные средства, другие
источники финансирования в соответствии с законодательством Российской
Федерации.